Кому: Пострел,
#4
> Польстились на рекламный постер, разменяли великую страну на джинсы, вожделенные видемагнитофоны, жвачку и сто сортов суррогатной колбасы, а счастья как не было, так и нет.
Видеомагнитофоны были практически в свободной продаже с 1982 года. Стоили недешево - сначала 2500р, спустя года 4 - 1250. Но их и не покупают раз в месяц. Более того, до самого конца 80ых-начала 90ых, в VHS видеомагнитофонах кроме свистоперделок ничего вообще не менялось.
И при этом первый VHS видеомагнитофон - Электроника ВМ-12 у меня благополучно дожил до 2010 года и был подарен коллекционеру в рабочем состоянии. И надо сказать эта громоздкая штуковина отличалась отличным качеством записи, я часто сравнивал записи с телевизора со студийными не в пользу последних (потому, что они писались на скоростных дупликаторах со скоростью 4-6x от нормальной, что не могло не привести к артефактам цвета)_
Буквально в 1984 году уже появился видеомагнитофон с фронтальной загрузкой, цифровым тюнером и экранным меню.
И вот он стоил уже дешевле BM-12 в два раза.
Дорого? Достаточно, но учитывая ресурс и вышеописанную ситуацию с практически неизменными характеристиками видеомагнитофонов до массового запуска в производство четырех- и шестиголовочных моделей со стереозвуком за 15 лет до того, как VHS умер, там вообще ничего не менялось принципиально. Вот где было отставание - это в миниатюрных ЛПМ - камкордеры в CCCР начали разрабатывать перед развалом страны. Хотя портативный черно-белый катушечный видеомагнитофон с отдельной камерой, подключающейся кабелем можно было купить в начале 70ых.
А вот с остальным был практически один карго-культ. Джинсы отечественные, ГДРовские и индейские были нормальные. У вторых и третьих еще и фасонов несколько было. Но гонялись за брендами.
А что стало с этими брендами? А скатились они. Ничем вьетнамские с рынка не отличаются. Купи сейчас "джинсы" Levi's или Wrangler и посмотри на лампочку - спиральку видно. Это не джинсы уже, а плотные брюки, и протираются они между ногами за год.
Или помню сказочку, что наши магнитофоны жуют, а японские нет. Ага-ага. Если в грязь кидать, раз в год не чистить валики и тонвал спиртом, и пассик 15 лет не менять - любой не то, что зажует, вообще встать колом может. Зато вот не доходя до хайфая, а взяв самый бюджетный вариант - Электронику-302 и продольную "коробочку с вафлями" National-Panasonic, причём первый 1979 года, а второй 1984 года - получается удивительная картина. У первого звук лучше за счёт большого корпуса и хорошего широкополосного динамика-эллипса, против 12см динамика, который вообще не мог воспроизводить низкие частоты.
Ну а первое что сразу бросилось "в глаза" - это то, что у второго заметно плавал звук. Что и не удивительно для штампованного из дешевой тонкой стали ЛПМ Tanashin, теперь более известного как Tanashit с 7мм прижимным роликом и маховиком тонвала весом с советскую рублёвую монету, при этом там грубо штампованная металлическая часть прилеплена на пластиковые заклёпки к пластиковой центральной. Собственно японцы первые начали играть в максимальное удешевление и запланированное устаревание.
Была у меня кассетная дека Sansui примерно равная советскому второму классу. Дизайн красивый, кнопки сенсорные, крышка с микролифтом. Умела в плёнку четвертого типа. Рядом стоял второй, но швейцарский. Разница была колоссальная. Первый я в 8 лет одной рукой поднимал, он ничего не весил, второй и взрослый мужик напрягся бы таскать - килограмм 15 весом, в два раза тяжелее советского двухмоторного Маяка. А всё потому, что там была нормальная сталь как на шасси, так и в ЛПМ, и маховик тонвала размером почти как у катушечника. А стоила первая поделка и вторая машина почти одинаково. Второй до сих пор работает. Вместе с советской трёхмоторной декой с автореверсом, в которойт тоже в механике ломаться нечему - пластика во вращающихся частях ЛПМ нет и прямой привод.
Но люди гонялись за самыми дешевыми бумбоксами, которые им впаривали барыги втридорога при том, что в 85ом году советская промышленность уже раздуплилась на выпуск магнитол, да еще каких - родили портативный музыкальный центр с отстёгивающимися двухполосными колонками с CD и... телевизором. Ладно бы в магазине "Электроника" в Москве увидел. Я себе этот агрегат на день рождения выпросил у дедушки, продавался в сельском универмаге. Звучало оно очень хорошо. Трехдюймовый телевизор, это конечно тоже из разряда свистоперделок, или по-английски gimmicк, но новости посмотреть можно было, мультики тоже.
А теперь промотаем вперед в 2025 год. Нет больше массового японского хайфая, американского, нет больше дешевых бумбоксов с нормальным звуком, а в Европе производство бытовой аудиоаппаратуры сдохло примерно вместе с СССР. Nakamichi Dragon грустят на пару с Олимпом-005 в стойке, вспоминая о былых временах более развитой цивилизации.
А люди сейчас массово слушают музыку в виде писка-визга "умных колонок" и смартфонов через динамик размером в сантиметр. Причём массовый поп уже под это говно пишется - в нем даже стереоэффекта особо нет.
P.S. Где бы был СССР, если бы при Хрущеве не ввели понятие рентабельности, а при Брежневе не решили, что лучше копировать и экономить на НИОКР. Если при этом за пару лет до развала CCCР у меня родственник работал в конторе, которая работала над HDTV и цифровыми видеомагнитофонами, которые нужны были для такого потока данных. Прототипы были выпущены.
А другой работал над новым пассажирским сверхзвуковым самолётом, который должен был решить проблемы из-за которых Ту-144 отлетался, а Конкорд не стал массовым - у самолёта должны были быть укороченные взлет и посадка, он бы жрал в два раза меньше горючки, был широкофюзеляжным и летал бы почти на 500км/ч быстрее на крейсерской скорости. В 1996 году должен были уже изготовить первый летный экземпляр, в 2000ом должен был пойти в серию...
В общем если бы не это всё, нынешний Китай нервно курил бы в сторонке. Несмотря на рабочую силу больше всего населения современных России и США вместе взятых.