Новости | Картинки | Видео | Переводы | Магазин | VIP клуб

Про тендеры

11.08.14 23:35 | Goblin | 122 комментария

Беседа с Вадимом Митякиным, руководителем компании ГАЛС Софт — про тендер на изготовление софта.

31:38 | 108143 просмотра | скачать

Подписывайся на канал в Дзен

Комментарии

cтраницы: 1 | 2 всего: 122

Asya »

#101 | 13.08.14 10:39
Кому: Graham, #100

> Менять на переправе коней, т.е. поставщиков - это вообще песня. Выход, как мне кажется, в долгосрочных тендерах. Чтобы можно было на определённых этапах отказаться и уйти к другим при невыполнении поставщиком своих обязательств. Но если поставщик устраивает, то избавиться от необходимости устраивать ежегодные тендеры для продолжения работ.

Да, это представляется разумней всего.

Gerasim »

#102 | 13.08.14 11:35
Кому: Graham, #100

> Если ТЗ будет делать одна компания, а работы по ТЗ выполнять другая, то в результате, в большинстве случаев, это выльется в написание нового ТЗ, бо каждый разработчик пишет ТЗ под себя.

Иного выхода нет, обязательно будет обновенное ТЗ.

Специалисты, которые уже конкретно будут заниматься разработкой - другие, соотв. у них другое понимание устройства используемых технологий, их качества и т.п.

eao197 »

#103 | 13.08.14 12:09
Кому: Graham, #100

> Если ТЗ будет делать одна компания, а работы по ТЗ выполнять другая, то в результате, в большинстве случаев, это выльется в написание нового ТЗ, бо каждый разработчик пишет ТЗ под себя.

Ну вот как раз поэтому более правильно, когда ТЗ диктует заказчик. При этом ТЗ перечисляет что должно быть сделано (возможно с указанием почему так), какие требования предъявляются, в какие сроки желательно было бы уложиться. Но в ТЗ не закладываются конкретные способы реализации. Это дает возможность использовать нормально написанное ТЗ для конструктивного общения с разными исполнителями.

Правда, практически никогда не приходилось видеть, чтобы в разработке софта кто-то всерьез придерживался ГОСТовской последовательности этапов: техническое задание, эскизный проект, технический проект и т.д. Сейчас все по более гибким схемам происходит -- заказчик озвучивает список своих функциональных требований, под них исполнитель быстренько формирует т.н. vision (т.е. описание того, как решение в принципе могло бы выглядеть), если заказчика устраивает vision и коммерческое предложение, то начинается проект, на начальной стадии которого формулируется и подписывается ТЗ. Однако, с некоторыми заказчиками ТЗ может формулироваться чуть ли не на протяжении всего времени выполнения проекта и, фактически, подписываться ТЗ может одновременно с актами приемо-сдаточных испытаний :)

Ну и, кстати говоря, переход к модным нонче гибким методологиям и итерационной разработке с выдачей промежуточных версий раз в месяц (или раз в 1.5-2 месяца) так же не способствует тщательному написанию подробного ТЗ до начала разработки.

silent_lab »

#104 | 13.08.14 15:27
не правильно составленная задача на конкурсе, показывает на сколько не компетентны люди которые это создали задание.....
По поводу разработки да, время мало.. цена приличная

Graham »

#105 | 13.08.14 16:23
Кому: eao197, #103

> Ну вот как раз поэтому более правильно, когда ТЗ диктует заказчик.

Не соглашусь. Держать в штате заказчика спецов для написания полноценного ТЗ никому не выгодно. В итоге получим то, о чём говорили в этом ролике, только применимо к персоналу заказчика: хорошие спецы не пойдут на предлагаемую зарплату, а посредственные будут клепать такие же ТЗ.

> Правда, практически никогда не приходилось видеть, чтобы в разработке софта кто-то всерьез придерживался ГОСТовской последовательности этапов: техническое задание, эскизный проект, технический проект и т.д. Сейчас все по более гибким схемам происходит.

Опять возвращаемся к сроку ограниченному бюджетом - год (по факту гораздо меньше). Уложиться в это время по крупному проекту практически нереально.

Gerasim »

#106 | 13.08.14 16:43
Кому: eao197, #103

> Но в ТЗ не закладываются конкретные способы реализации.

Это не ТЗ.

Это BRD, FRD и все что угодно, похожее на них.

Бизнес требования, функциональные требования.

Gerasim »

#107 | 13.08.14 16:45
Кому: eao197, #103

> так же не способствует тщательному написанию подробного ТЗ до начала разработки.

Верхнеуровневое должно быть.

У тебя должна быть нарисована как минимум архитектура + сформирован технологический пакет ( используемые технологии и их лицензирование ).

eao197 »

#108 | 13.08.14 18:17
Кому: Graham, #105

> Не соглашусь. Держать в штате заказчика спецов для написания полноценного ТЗ никому не выгодно.

Тут, скорее, вопрос в том, кто и что именно включает в ТЗ. Доводилось видеть ТЗ, которые выглядели именно как ТЗ, т.е. задания на разработку софта с такими-то требованиями. Как правило, это был компактный документ на 15 страниц максимум. Все дополнительные материалы шли дополнительными документами в рамках проекта.

Доводилось видеть и ТЗ, в которых подробность была похлеще, чем в технических проектах. Мало полного перечня оборудования, софта и схем развертывания, там еще и чуть ли не полностью программа и методика испытаний :)

ТЗ первого вида вполне может сделать заказчик самостоятельно. И даже подозрительно, если на их стороне не будет человека, способного это сделать.

А вот ТЗ второго вида без исполнителя, причем вполне конкретного исполнителя, проведшего этап предварительного обследования и проектирования, никак не написать.

eao197 »

#109 | 13.08.14 18:21
Кому: Gerasim, #107

> Верхнеуровневое должно быть.

Именно что только верхнеуровневое. Без таких частностей, как расположение, форма и цвет кнопок на формах мобильного приложения.

Asya »

#110 | 13.08.14 20:57
Кому: Graham, #105

> Держать в штате заказчика спецов для написания полноценного ТЗ никому не выгодно.

Вы ещё учтите, что любая госорганизация привлекает к работам кучу разных компаний: одни им водопровод чинят, другие материалы поставляют, третьи ещё какую-то пользу наносят, и на всех нужно заводить тендеры. И по каждому - специалиста, который написал бы детальное руководство, что именно делать. Это просто невозможно.

Лео20 »

#111 | 13.08.14 22:15
Кому: eao197, #109

> Именно что только верхнеуровневое. Без таких частностей, как расположение, форма и цвет кнопок на формах мобильного приложения.

Камрад, за редким исключением (например, Таможня) у госов в ходу 34-ая серия ГОСТ. Там расписано, и что такое ТЗ, и что в него входит, и где место форме и цвету кнопок (не в ТЗ) и еще много-много всего. Наверняка же знаешь. В том числе расписано затем, чтобы свести к минимуму разночтения.

> Правда, практически никогда не приходилось видеть, чтобы в разработке софта кто-то всерьез придерживался ГОСТовской последовательности этапов: техническое задание, эскизный проект, технический проект и т.д.

Годами вижу практически каждый рабочий день. И участвую.

Лео20 »

#112 | 13.08.14 22:16
Кому: Asya, #101

> Да, это представляется разумней всего.

А в солидных местах еще и делается. В ФСБ, например, есть практика "любимого подрядчика". Который назначается по секторам деятельности прямым указом (или распоряжением, не помню точно) Президента. И со всеми профильными нуждами, которые возникают за время пребывания этого подрядчика на посту, Контора обращается к нему. А вот если он откажется - тогда уже можно и на "рынок".

Asya »

#113 | 13.08.14 22:32
Кому: Лео20, #112

> В ФСБ, например, есть практика "любимого подрядчика". Который назначается по секторам деятельности прямым указом (или распоряжением, не помню точно) Президента. И со всеми профильными нуждами, которые возникают за время пребывания этого подрядчика на посту, Контора обращается к нему.

То Контора.
Не все госорганизации могут себе это позволить, особливо если закон предписывает открытость запросов и прозрачность процедур.

Лео20 »

#114 | 13.08.14 22:44
Кому: Asya, #113

Да. Я написал это к тому, что проблема с "каруселью исполнителей" в принципе решаема.

AlexEye70 »

#115 | 14.08.14 00:25
И сразу вспоминается тендер про разработку мобильного рабочего места руководителя Газпрома.
Который с легкой руки журналистов превратился в "планшет для Миллера за 119 миллионов рублей"

Mityakin »

#116 | 14.08.14 00:41
Кому: AlexEye70, #115

> И сразу вспоминается тендер про разработку мобильного рабочего места руководителя Газпрома.
> Который с легкой руки журналистов превратился в "планшет для Миллера за 119 миллионов рублей"

Это вообще был полный ахтунг. Журналисты как явление начинают бесить.

Впрочем там и без журналистов хватило, даже в якобы профессиональной среде.

eao197 »

#117 | 14.08.14 01:24
Кому: Лео20, #111

> Годами вижу практически каждый рабочий день. И участвую.

Так я ж не утверждал, что этого вообще нет. Просто мне практически не приходилось с таким сталкиваться, что не удивительно, т.к. выборка совсем небольшая, а госов там еще меньше.

Graham »

#118 | 14.08.14 10:03
Меня тут за советы уже пожурили, но всё-же. Если переговорить лично с представителем заказчика, бОльшая часть вопросов отпадёт, а по представителю будет видно чего он хочет: решения задачи или получения личной выгоды. Если последнее - поставщик имеет возможность сберечь денежные средства и нервы своих сотрудников. Как-то так.

AlexEye70 »

#119 | 14.08.14 11:17
Кому: Mityakin, #116

> в якобы профессиональной среде.

И ведь интересно, людям начинаешь говорить про элементарную зарплату разработчикам софта - упорно твердят "за 50 тыщ в месяц в Сызрани (условно) отличный программист". Сами при этом за 150 с дивана не встанут.

Mityakin »

#120 | 14.08.14 12:06
Кому: AlexEye70, #119

> Кому: Mityakin, #116
>
> > в якобы профессиональной среде.
>
> И ведь интересно, людям начинаешь говорить про элементарную зарплату разработчикам софта - упорно твердят "за 50 тыщ в месяц в Сызрани (условно) отличный программист". Сами при этом за 150 с дивана не встанут.

Профессиональный уровень в очень большой степени определяется уровнем задач, над которыми работает данный специалист.

Отсюда просто принципиальное непонимание этими комментаторами, что там по системным соображениям неоткуда взяться высококлассным, но дешевым разработчикам.

KruspeR »

#121 | 14.08.14 14:57
Интересно, спасибо!

CrazyArcher »

#122 | 14.08.14 20:51
Кому: Mityakin, #120

Доступно и толково.
Приходи ещё! :)

cтраницы: 1 | 2 всего: 122


полезные ссылки

Канал в Telegram

Канал в MAX

Группа в Контакте

Канал на Rutube

Канал в Дзен

Видео в iTunes Store

Подкаст в iTunes Store

Подкаст в Яндекс.Музыка


Goblin EnterTorMent © письмо | цурюк