Новости | Картинки | Видео | Переводы | Магазин | VIP клуб

Клим Жуков о новгородско-ливонской войне 1443-1448 гг.

22.10.16 17:10 | Goblin | 107 комментариев

Клим Жуков и Дмитрий Пучков говорят о любопытной и поучительной истории, о новгородско-ливонской войне 1443-1448 гг. Чем она интересна? Во-первых, самая продолжительная война Новгорода и Ливонского ордена в и без того сложной истории их взаимоотношений. Во-вторых, это последняя война Новгорода и Ливонского ордена. И, в-третьих, это последняя в Западной Европе — по крайней мере, в Священной Римской империи – частная война…

01:15:31 | 447923 просмотра | текст | аудиоверсия | скачать


Ждёшь новых лекций Клима Жукова? Поддержи проект!

Подписывайся на канал в Дзен

Комментарии

cтраницы: 1 | 2 всего: 107, Goblin: 4

Dimob »

#1 | 22.10.16 17:17
Все было не так !!! Фоменко не даст соврать )))

Митроха »

#2 | 22.10.16 17:30
уррраа! новая порция пищи для ума!

Пионэр »

#3 | 22.10.16 17:33
В тексте будет?

Цзен ГУргуров »

#4 | 22.10.16 19:14
Семеновская 1820 год?

HexenHexen »

#5 | 22.10.16 19:58
Если аудио так и не выложат, можно воспользоваться такой штукой: добавляем conv перед ютубным адресом, например в этом ролике: https://www.convyoutube.com/watch?v=1ofyc-MlG-Q

Kamiko-san »

#6 | 22.10.16 19:58
Судя по прочитанному в прессе за последние пару дней, Клим Александрович проплатил Дмитрию Юрьевичу рекламу Новгородско-Ливонской войны, а Дмитрий Юрьевич ещё и права на войну себе присвоил. А воевал вообще Серёжа Иванов. :)

sumrаk »

#7 | 22.10.16 19:58
Дайте звук, пожалуйста.

Дик Сенд »

#8 | 22.10.16 19:58
Аудио версия будет?

Samoyloff »

#9 | 22.10.16 19:58
Больше Клима для трона из Климов!!!

Блок »

#10 | 22.10.16 19:59
6 веков прошло - ничего не поменялось. Слушаешь историю как новости читаешь.

LuckyLoki »

#11 | 22.10.16 19:59
Клим Александрович подскажите пож. что почитать по истории Балтики (Скандинавии) 12-15 веках? По мелким княжествам СРИ того же периода?

Следователь »

#12 | 22.10.16 19:59
Очень познавательно и интересно. Спасибо, Клим Александрович! Не планируется ли опрос с освещением роли в истории древнего Белоозера? Родина моя малая, хотелось бы больше о нём узнать.

Tuhli »

#13 | 22.10.16 19:59
А, аудио версия будет?

pingviniwe »

#14 | 22.10.16 19:59
Добавьте,пожалуйста,и аудиоверсию!очень хочется послушать,видео нет возможности смотреть.

Ravenblack »

#15 | 22.10.16 19:59
Григорий порадовал! А толмачей беречь надо! "Нельзя так с переводчиками" (с)Князь Жорж Милославский

Artorias »

#16 | 22.10.16 19:59
Не играйте с голубем в шахматы — он раскидает фигуры, нагадит на доску и полетит рассказывать, как он вас уделал.


Этот анекдот? )

Medved153 »

#17 | 22.10.16 19:59
Кому: Митроха, #2

> новая порция пищи для ума

Это уже не пища, это опиум - хочется еще и еще!!!

Tilly »

#18 | 22.10.16 19:59
Клим Александрович, а про "Русскую правду" и судебники расскажете?

Селезнев Алексей »

#19 | 22.10.16 19:59
Вопрос Жукову
Из каких источников известно, что "Джанибековы" дани были 5000 рублей, а выкуп за Василия II составил 25000 рублей?

Goblin »

#20 | 22.10.16 19:59
Кому: sumrаk, #7

Если аудио так и не выложат, можно воспользоваться такой штукой: добавляем conv перед ютубным адресом, например в этом ролике: https://www.convyoutube.com/watch?v=1ofyc-MlG-Q

Goblin »

#21 | 22.10.16 20:00
Кому: Дик Сенд, #8

Если аудио так и не выложат, можно воспользоваться такой штукой: добавляем conv перед ютубным адресом, например в этом ролике: https://www.convyoutube.com/watch?v=1ofyc-MlG-Q

Goblin »

#22 | 22.10.16 20:00
Кому: Tuhli, #13

> А, аудио версия будет?

Если аудио так и не выложат, можно воспользоваться такой штукой: добавляем conv перед ютубным адресом, например в этом ролике: https://www.convyoutube.com/watch?v=1ofyc-MlG-Q

Goblin »

#23 | 22.10.16 20:00
Кому: pingviniwe, #14

> Добавьте,пожалуйста,и аудиоверсию!

Если аудио так и не выложат, можно воспользоваться такой штукой: добавляем conv перед ютубным адресом, например в этом ролике: https://www.convyoutube.com/watch?v=1ofyc-MlG-Q

dead_Mazay »

#24 | 22.10.16 21:59
Кому: Goblin, #20
Кому: Goblin, #21
Кому: Goblin, #22
Кому: Goblin, #23

Главный, это был залп или ты так очередями стреляешь?
[Думает про себя - царя подменили!]

Shnyrik »

#25 | 22.10.16 22:44
Отличный выпуск! Спасибо!

УниверСол »

#26 | 22.10.16 23:19
Если нужен звук, то вот такой получился (mp3):

https://yadi.sk/d/F3Kx8WcHxPzYD

pell »

#27 | 23.10.16 02:48
Отличный разведопрос, спасибо.

> Zhukoff

Клим Александрович, ты рассказывал про феодальный строй как закономерное следствие экономической базы — самодостаточных сельхоз-ячеек. Откуда вдруг собирание земель, укрупнение государств? Что-то изменилось в сельхоз-технологиях? Стало возможно и выгодно объединяться в большие колхозы? Или ремёсла развились так, что стало выгодно строиться большими городами?

Цзен ГУргуров »

#28 | 23.10.16 04:52
Кому: pell, #27

Камрад, извини, отвечу за.
Здесь, хоть и не очень кратко, но концептуально примерно так.
http://istmat.info/node/30282

pingviniwe »

#29 | 23.10.16 09:45
Кому: Goblin, #23

Данке!

AvatarSane »

#30 | 23.10.16 09:45
Кому: Goblin, #23

> Если аудио так и не выложат, можно воспользоваться такой штукой: добавляем conv перед ютубным адресом, например в этом ролике: https://www.convyoutube.com/watch?v=1ofyc-MlG-Q

Потрясающая штука! Так даже удобнее. Спасибо.

Дымка »

#31 | 23.10.16 09:45
На привинченной карте был замечен город Изенбург.

Капитан »

#32 | 23.10.16 09:45
Кому: HexenHexen, #5

Спасибо, годный конвертер.

Zbignev »

#33 | 23.10.16 09:45
Сбросил маме (84 года), по скайпу ссылку на канал ИСТОРИЯ.РФ.
Она посмотрела превьюхи и говорит:
- О! Я этого лысого с усами, вроде у Гоблина видела. Только без тёмных очков.

Дик Сенд »

#34 | 23.10.16 09:45
Кому: Goblin, #21

Главный, спасибо!

AlZani »

#35 | 23.10.16 09:45
Как всегда на высоте . Интересно было бы послушать Клима Александровича про историю Польши и причинах ее поглощения .

Katkov »

#36 | 23.10.16 09:45
Спасибо Климу, что в этот раз не морил бесконечными именами, очень живо получилось.

Иосиф Борода »

#37 | 23.10.16 09:45
Кому: dead_Mazay, #24

> Думает про себя - царя подменили!

Кремлеботы отвечают !!!!

druel »

#38 | 23.10.16 09:45
Кому: HexenHexen, #5

> Если аудио так и не выложат, можно воспользоваться такой штукой: добавляем conv перед ютубным адресом

Спасибо, кэп. 128 килобит тебе в... помощь.


Кому: УниверСол, #26

> Если нужен звук, то вот такой получился (mp3):
>
Не умеешь - поучись для начала.

Mephissto »

#39 | 23.10.16 09:45
Клим Александрович, есть вопрос по Ивану Грозному. Биография Ивана Грозного от Руслана Скрынникова стоит прочтения или лучше время не тратить?

УниверСол »

#40 | 23.10.16 10:33
Кому: druel, #38

Не стоит благодарности. И за совет спасибо.

skieff »

#41 | 23.10.16 12:05
Кому: druel, #38

> Спасибо, кэп. 128 килобит тебе в... помощь.
> Не умеешь - поучись для начала.

Гражданин, тебе кто-то здесь чем-то обязан? Никто не в курсе твоих технических проблем и эстетических предпочтений.

Капитан »

#42 | 23.10.16 12:05
Кому: druel, #38

А что не так со 128 кбит? Или ты эстет?

ssvtb »

#43 | 23.10.16 12:09
Кому: УниверСол, #40

Так!

Дик Сенд »

#44 | 23.10.16 12:13
Кому: Goblin, #21

В результате за пару секунд получил

http://s1.converto.io/ru/download/?id=LtjhrzeUup81tr7CshrK2ZMdYGv0zGje

Написали, что ссылка на скачивание аудио файла действует 24 часа.

BlackRaven »

#45 | 23.10.16 12:13
Непонятно, а почему поставщики из других русских княжеств не подключились к поставке соли в Новгород? У Новгорода деньжата водились (ну либо стратегические товары), где же "импортозамещение"?
Им самим не хватало, или это опять-таки отголоски междуусобиц между княжествами.

из Энгельса »

#46 | 23.10.16 12:13
Извините, но хочу сделать поправку.
Малюта Скуратов (Григорий Лукьянович Скуратов- Бельский) никакого отношения к князьям Бельским не имеет. Он просто однофамилец и происходит из мелких дворян. Род его прослеживается только до его деда Афанасия Евстафьевича, который владел землями на границе Московского и Звенигородского уездов.
См: Кобрин В. Б. " Опричнина. Генеалогия. Антропонимика " М., 2008 г.

Sibit »

#47 | 23.10.16 12:13
Немного не понял, если Герхард поехал в Святую землю, то как он в землях Ливонского ордена оказался? Разве поближе дороги не было?

Tuhli »

#48 | 23.10.16 12:13
Кому: Goblin, #22

Большое спасибо!

ecolog »

#49 | 23.10.16 12:13
Кому нужно аудио.
Используйте приложение ummy.
По ссылке mp3 файл.
https://yadi.sk/d/N4PYOSYhxQtZd

Ухват »

#50 | 23.10.16 12:13
Кому: druel, #38

> Кому: УниверСол, #26
>
> > Если нужен звук, то вот такой получился (mp3):
> >
> Не умеешь - поучись для начала.

А где твой вариант скачать?

1972bolzano »

#51 | 23.10.16 12:14
как там говорилось: !...войны никто не хотел, война была неизбежна..."

druel »

#52 | 23.10.16 12:20
Кому: Капитан, #42

В автомобиле - нормально, в ушах ни на улице ни тем более в метро ничего не разберёшь.



Кому: skieff, #41

С какого перепугу общее мнение выражаешь? За себя отвечай.
Опять же, ничего не требую, кого я тут пытаюсь обязать?

druel »

#53 | 23.10.16 13:02
Кому: ecolog, #49

> > Кому нужно аудио.
> Используйте приложение ummy.
> По ссылке mp3 файл.
> https://yadi.sk/d/N4PYOSYhxQtZd



Кому: Ухват, #50

> А где твой вариант скачать?

Дело не в моём варианте - дело в том, что Дементию (или кому) лениво две кнопки нажать и потратить две минуты. Раз уж всё монетизировано теперь у нас и деньги заносим регулярно - то и на выходе будьте добры, так я считаю.
А так конечно да, при наличии свободного времени можно всё, проблем нет. Раз уж вых сегодня - ювелкам.
https://yadi.sk/d/fUXu53wLxRNtc
Но раз такая пьянка - давайте OMF или вообще исходники. Сами себе ролики будем монтировать, так получается?

Эфиоп »

#54 | 23.10.16 13:34
Эх! Сейчас одену наушнику и буду слушать Клима Жукова играя в Warband. Лепота!!!

john_44 »

#55 | 23.10.16 13:38
Про "многосоткилограммовые ядра калибра 200-250 мм":
калибр, мм 200 250 300
объем, л 4.2 8.2 14.1
масса цельного железного, кг
33 64 110
масса цельного каменного (примерно 3000 кг/куб.м), кг
13 25 42

Как и в случае с "80-тысячным войском" фактические числа оказываются меньше.

Осциллограф »

#56 | 23.10.16 14:20
Кому: Капитан, #32

Для ПК есть чудная халявная прога 4K Video Downloader. Скармливаешь ей ютуб ссылку (с фесбука, кстати тоже воспринимает) и тянешь как надо. Хочешь - видео, хочешь - звук. В нужном качестве.

druel »

#57 | 23.10.16 14:54
Кому: Осциллограф, #56

Можно самому ролики снимать и выкладывать, да.

pell »

#58 | 23.10.16 16:10
Кому: Цзен ГУргуров, #28

> Здесь, хоть и не очень кратко, но концептуально примерно так.
> http://istmat.info/node/30282

Спасибо.

Да в общем-то кратко, страницы три текста примерно, http://istmat.info/node/30293 и поиск по «Развитие производительных сил в феодальном обществе» + следующие два параграфа (развитие форм эксплуатации и противоречия феодального способа производства). И ещё следующий параграф с выводами можно прочитать. Делов на несколько минут.

pell »

#59 | 23.10.16 16:19
upd. Если совсем кратко, то развитие средств производства привело к увеличению выработки прибавочной стоимости, и мелкий феодал был уже не в состоянии ни присвоить так много, ни, тем более, распорядиться умело присвоенным.

Интересно бы ещё почитать про географические и экологические факторы. Например, существование торговых путей, связывающих Азию и Европу — мощный фактор к развитию средств производства. Но ведь оно не везде, не на всех континентах было. Кто знает, сохранились ли где-нибудь в мире феодальные общества? Первобытно-общинные сохранились (в джунглях Амазонки, в Океании, вроде бы ещё в Африке).

Селезнев Алексей »

#60 | 23.10.16 18:12
Кому: BlackRaven, #45

Непонятно, а почему поставщики из других русских княжеств не подключились к поставке соли в Новгород? У Новгорода деньжата водились (ну либо стратегические товары), где же "импортозамещение"?
Им самим не хватало, или это опять-таки отголоски междуусобиц между княжествами.

В те времена на Руси соли добывали мало. Основные районы, где в настоящее время добывают соль в состав Русского государства еще не вошли. Соль приходилось ввозить.

Bombrik »

#61 | 23.10.16 18:14
Кому: druel, #53

> Дело не в моём варианте - дело в том, что Дементию (или кому) лениво две кнопки нажать и потратить две минуты. Раз уж всё монетизировано теперь у нас и деньги заносим регулярно - то и на выходе будьте добры, так я считаю.

С чего это ты, собственно, взял решать кому, что и как делать? Ролики для большинства бесплатные, а деньгу заносят те, кто считает это возможным. Добровольные взносы это не монетизация и, если они таки отбивают само создание ролика, то это здорово. Аудио и текст - бонусы, за которые огромное спасибо причастным.
Коль хочешь чего-то требовать - обратись с пожеланием и проспонсируй хоть один ролик от и до, тогда хоть какой-то повод ныть будет.

Кому: druel, #57

> Можно самому ролики снимать и выкладывать, да.

Так снимай и выкладывай никто не мешает.

druel »

#62 | 23.10.16 19:17
Кому: Bombrik, #61

> Коль хочешь чего-то требовать - обратись с пожеланием и проспонсируй хоть один ролик от и до, тогда хоть какой-то повод ныть будет.

Ещё не хватало мне здесь что-то требовать. Просто факт - аудио не бонус, а дело двух минут. из-за чего и появилось. Текст - вот тут нужно постараться, этого ожидать даже не стоит, приятственно когда есть. А все конвертеры-конструкторы - это как раз из разряда посмотреть, стенографировать, отредактировать и потом с удовольствием прочитать:))) Ещё ролик переделать, поставить картинки другие, музычку и самому себе всё откоментировать, потом наслаждаться.
Собственно, мне помешало не отсутствие аудио версии, а ссылки на некачественный материал и советы из разряда сделай сам.
Думается, выходные просто, в рабочие будни усё будет.

Цзен ГУргуров »

#63 | 23.10.16 21:34
Кому: BlackRaven, #45

Солеваренье было солидным дорогим предприятием. А мест добычи раз два и обчелся. было только три Солигалич, Сольвычегорск, Старая Русса. Позже прибавились Балахна, Холуй, Нерехта. Копали колодцы, ставили срубы, качали раствор, выпаривали на кострах. Стоило очень дорого.

Цзен ГУргуров »

#64 | 23.10.16 21:47
Кому: pell, #59

Таковыми можно считать феодальные пережитки. Феодилизм это когда землевладелец дает свою землю в аренду индивидуальным производителям - крестьянам. В Латинской Америке полно латифундистов, раздают земли в аренду крестьянам, которые еще у них и в долговой зависимости. Многие содержат частные армии типа дружин, что держат крестьян в повиновении.

pell »

#65 | 23.10.16 22:09
Кому: Цзен ГУргуров, #64

Спасибо.

пан Головатый »

#66 | 23.10.16 23:04
Кому: Цзен ГУргуров, #64

> Феодилизм это когда землевладелец дает свою землю в аренду индивидуальным производителям - крестьянам.

Нет, оренда - это уже вполне капиталистические товарно-денежные отношения.
Феодализм и отличается в первую очередь не денежными, а иерархическими отношениями относительно земли.

cephalochordata »

#67 | 23.10.16 23:41
В XV веке мортир ещё не было. Они ближе к XVII появляются.

Zhukoff »

#68 | 23.10.16 23:47
Кому: cephalochordata, #67

Твои познания поражают, товарищ искперт.
Ты бы почитал букварь какой для начала?

cephalochordata »

#69 | 23.10.16 23:59
Кому: Zhukoff, #68

История отечественной артиллерии Т1 кн.1?

Если считать бомбарды и "пушки верховые" то конечно раньше.
Но мортиры, на мой взгляд, скорее их потомки.

Zhukoff »

#70 | 24.10.16 01:11
Кому: cephalochordata, #69

Ну блин, жопа есть, а слова нет.
Термин мортира появился позже, а мортира - как раз в это время.
Короткоствольное орудие для навесной стрельбы - вот как бы и все.

DynamicSPB »

#71 | 24.10.16 09:29
Очень интересно!
По аудио - если что-то не выложили, значит есть причина. Лень работников думаю в надежных руках.
Выскажу предположение, что это связано со снижением просмотров видео в результате скачки аудио. Имею желание иметь возможность за долю малую приобретать аудио версию в правильном месте, а не пользоваться бездуховными грабберами. Надеюсь так и будет вскоре...

Аптимист »

#72 | 24.10.16 09:47
Большая просьба к камраду или камрадам, отвечающим за звук, нормализуйте ролики по громкости, пожалуйста. Очень неудобно, когда после разведопроса с Юлиным, который приходится слушать на полную громкость, чтобы хоть что-нибудь расслышать, в podcast плейере включается обзор танков, в начале которого музыка грохочет, как на хорошем концерте. Заранее спасибо.

Цзен ГУргуров »

#73 | 24.10.16 09:49
Кому: пан Головатый, #66


Позволю не согласиться: способ производства определчется собственностью на средства производства и способом присвоения прибавочной стоимости. При феодализме феодал является собственником земли. Может напрямую получать прибавочный продукт (барщина) оставляя крестьянам для самовоспроизводства надел земли. Может в виде арендной платы: натуральный или денежный оброк.
Капиталистическими отношения будут в случае, если землевладелец ведет собственное хозяйство, нанимет работников за плату - батраков.
Феодализм он не в рыцарях и графьях и даже не в крепостных. Хотя в класстческой форме именно так и выглядел.

пан Головатый »

#74 | 24.10.16 10:05
Кому: Цзен ГУргуров, #73

> При феодализме феодал является собственником земли.

Нет, не совсем.

> напрямую получать прибавочный продукт (барщина) оставляя крестьянам для самовоспроизводства надел земли. Может в виде арендной платы: натуральный или денежный оброк.

Это не арендная плата, данные взаимоотношения не являются арендой.

> Капиталистическими отношения будут в случае, если землевладелец ведет собственное хозяйство, нанимет работников за плату - батраков.

Нет, не только. В т.ч. и при сдаче земли, которая стала предметом исключительно товарно-денежных отношений, в аренду.

> Феодализм он не в рыцарях и графьях и даже не в крепостных. Хотя в класстческой форме именно так и выглядел.

Он выражается в условном и сословном характере прав на получение дохода с земли в натуральном или денежном виде, определяемых не товарно-денежными отношениями.

пан Головатый »

#75 | 24.10.16 10:06
Кому: Цзен ГУргуров, #73

И не только с земли.

Цзен ГУргуров »

#76 | 24.10.16 11:56
Кому: пан Головатый, #74

Да ежкин кот!!!
Карл Маркс. Капитал. Том III раздел шестой.
http://www.esperanto.mv.ru/Marksismo/Kapital3/kapital3-37.html#d6

Zhukoff »

#77 | 24.10.16 12:03
Кому: пан Головатый, #74

> условном и сословном характере прав на получение дохода с земли

Это надстроечное отношение.
При безусловном аллодальном владении феодализм - уже вполне феодализм.

druel »

#78 | 24.10.16 12:54
Кому: Аптимист, #72

> Большая просьба к камраду или камрадам, отвечающим за звук, нормализуйте ролики по громкости, пожалуйста.

Камрады дружно предлагают это сделать самостоятельно, если не устраивает:))

druel »

#79 | 24.10.16 12:54
Кому: Zhukoff, #70

ОФФ: Что за бритву рекомендовал Берс, а то уж не припомнить в каком ролике было...

Zhukoff »

#80 | 24.10.16 13:25
Кому: druel, #79

Да обычная, типа советской со сменным клинком. не Джилет дурацкий с катриджами, а старорежимную.

druel »

#81 | 24.10.16 13:58
Кому: Zhukoff, #80

Спасибо. Это для морды лица, а вот для черепа придётся тренироваться.

Блок »

#82 | 24.10.16 14:01
Кому: Zhukoff, #80

А электробритвой не то?

kneht »

#83 | 24.10.16 14:01
Клим, вы говорили, что Тевтонский орден не оказал помощи Ливонскому ордену. Но насколько я знаю, из Пруссии к Нарве плыл флот с подкреплением, который летом 1447 г. новгородцы как раз таки и перехватили в устье реки Наровы. При этом, вроде как, три когга сели на мель и были взяты на абордаж, а двум кораблям удалось прорватся к Нарве.

Zhukoff »

#84 | 24.10.16 14:10
Кому: kneht, #83

Ну, я ж сказал, что это были волонтёры, да еще в количестве явно недостаточном. Да и корабли были ливонские, а не тевтонские, с ливонскими экипажами.
Именно мобилизации военных сил метрополии в помощь ландмайстерству не проводилось.

пан Головатый »

#85 | 24.10.16 14:16
Кому: Zhukoff, #77

> >
> > условном и сословном характере прав на получение дохода с земли
>
> Это надстроечное отношение.
> При безусловном аллодальном владении феодализм - уже вполне феодализм.

Так потому и феодализм, что основной формой воплощения прав на замлю были бенефиции, лены/феоды, а не аллоды. С превращением последних в первые.

пан Головатый »

#86 | 24.10.16 14:21
Кому: Цзен ГУргуров, #76

Не являлась при феодализме в массе земля капиталом как таковым. И право пользования ею не сводилось к товарно-денежным отношениям. Это не было привычной арендой в современном понимании этого слова.

druha »

#87 | 24.10.16 15:02
Кому: Zhukoff, #84

Клим Александрович, позвольте вопрос не по теме: в одном из роликов Вы говорили, что при археологических раскопках когда находят дом ремесленника, то там не обнаруживается военная амуниция. А Куза в книге "Малые города Древней Руси" пишет о том, что в городах оружием располагали не только бояре и дружинники, но и простые горожане: купцы и ремесленники. С тех пор археология пересмотрела свой взгляд на эту проблему?

Цзен ГУргуров »

#88 | 24.10.16 15:17
Кому: пан Головатый, #86

Ну, дык! В основном феодальные хозяйства были наутуральными - внутри потреблялось то, что производилось. Товарно-денежные отношения свидетельствуют о разрушении формации. То есть когда сельхозвладение начинает производить товарную продукцию. Тем не менее, даже товарное хозяйство может быть устроено как рабовладение (плантация с неграми), как феодальное (сдача землевладельцем земли в аренду и получение ренты в виде части урожая арендаторов), и как капиталистическое (землевладелец сам ведет хозяйство и нанимает работников за плату).
Феодализм в своем генезисе начинал с формально свободных крестьян посаженных на наделы землевладельцев. Пройдя через крепостное право он пришел к его отмене. Тем не менее, личная свобода крестьян не означала краха феодализма. Крестьянин стал арендатором - феодал эксплутатором получателем земельной ренты. Капиталист является владельцем земли и организатором производства на ней.

Zhukoff »

#89 | 24.10.16 16:25
Кому: пан Головатый, #85

> Так потому и феодализм, что основной формой воплощения прав на замлю были бенефиции, лены/феоды, а не аллоды. С превращением последних в первые.

Это опять таки надстроечное.
Базис - он не в этом.

Кому: druha, #87

> А Куза в книге "Малые города Древней Руси" пишет о том, что в городах оружием располагали не только бояре и дружинники, но и простые горожане: купцы и ремесленники. С тех пор археология пересмотрела свой взгляд на эту проблему?

1.Оружия мало.
2.Какое оружие? Кистень - возможно. Топор? Так Куза (объективно по уровню знаний того времени) размыто отличал военный топор от хозяйственного. А вот копий, мечей, сабель, луков в жилищах не военных считай, что нет. И доспехов. Что еще важнее. Сам по себе меч мало чего стоит без защитного снаряжения.

Скальф »

#90 | 24.10.16 16:31
Клим Саныч, Вы знакомы с книжкой Виталия Пенского "Великая огнестрельная революция"?

Бухтяр »

#91 | 24.10.16 16:54
Кому: пан Головатый, #66

> Нет, оренда - это уже вполне капиталистические товарно-денежные отношения.

Нет, аренда сама по себе и при рабовладении была, Цзен привёл довольно удачный пример консервации перехода от феодальных отношений к капиталистическим, тех самых феодальных пережитков. Схожая ситуация наблюдалась в России во второй половине 19 века - начале 20 века, когда "хозяева" ("старые" и "новые") сдавали землю в аренду крестьянам на совершенно диких (по цене) условиях, при которых в краткосрочной перспективе это было выгоднее "хозяевам", чем развивать настоящие капиталистические крупные сельхозпредприятия (рисков почти никаких и мороки, и обрабатывать арендаторы "свою" землю соглашались на таких условиях, которые никакой капиталистический наёмный работник просто не принял бы.

Латинская Америка и тамошние латифундисты яркий пример того, что при определённых условиях феодальные пережитки могут сохраняться при капитализме неопределённо долго. Латиноамериканским латифундистам, как и русским кулакам в своё время, на самом деле не нужны были капиталистические отношения тогда, когда им и так неплохо жилось.

Это как раз то явление, которое у Кары-Мурзы, например, называется "периферийным капитализмом". Разумеется в теории (ну и на практике, если "повезёт") латифундист или кулак станут намного богаче если станут развивать своё сельскохозяйственное предприятие, станут "тру-предпринимателями-капиталистами". Но в условиях сложившегося периферийного капитализма (в странах периферии) они, как показывает практика этой самой Латинской Америки, не особо в этом заинтересованы - лично у латифундиста всё хорошо, а конкурировать с условной Монсантой он не собирается.

Цзен ГУргуров »

#92 | 24.10.16 17:18
Кому: Бухтяр, #91

Есть такой исторический парадокс - развитие капитализма в Западной Европе способствовало усилению феодального гнета в Центральной и Восточной Европе. На Западе развитие промышленности, рост городов - резкий рост спроса на продовольствие и сырье. Продавать на его на вывоз становится выгодно помещикам используя крепостной труд. Продают сырье и зерно - получают импортный товар. Как следствие - рост барщины и оброка. Феодальные отношения консервируются. Крепосное право в Германии отменяют в 1848-м, в Австрийской империи в 1849-м, в России - 1861-м. В Румынии - 1864-м.

Mephissto »

#93 | 25.10.16 01:45
Кому: Zhukoff, #89

Клим Александрович, есть вопрос по Ивану Грозному. Биография Ивана Грозного от Руслана Скрынникова стоит прочтения или лучше время не тратить?

Krasnyi_stalker »

#94 | 25.10.16 01:45
Клим Александрович, не ИвАнгород, а ИвангОрод. По крайней мере сегодня ударение ставят именно так.

И маленький комментарий по поводу "судоходной артерии". Дело не совсем в артерии. Нарова (по-русски (В лѣто 6764. Приидоша Свѣя и Емь и Сумъ и Дидманъ со своею волостью и множество рати и начаша чинити город на Наровѣ)) или Нарва (не по-русски) очень порожистая река. Там даже есть водопад в районе Парусинки и остарава Кренгольм имеется водопад (http://lh6.ggpht.com/-9NN9Mm_FJEA/U05Gv79wSXI/AAAAAAAAROo/gVuC58cHj0s/s0/1.jpg), говорят один из самых широких в Европе. Этимология гидронима Нарва, по мнению М. Фасмера, происходит от с вепс. narvaine «порог». Поэтому особое значение имеют переволоки, которые позволяли эти самые пороги и водопады обойти. Именно поэтому крепость Нарву построили как раз в том месте, где река мелкая и недалеко от водопадов - именно там и требовался волок судов.

kneht »

#95 | 25.10.16 10:01
Кому: Krasnyi_stalker, #94

Все так, местные жители реку называют Нарова. А по поводу волока судов мимо нарвских водопадов сомнительно. Скорее товар перегружали с морских судов в Нарве и местные жители их телегами перевозили за водопады и уже в районе современной пристани Кулгу перегружали на местные легкие суда, которые уже шли до озера. А уже выше начинались порожестые места (д. Омуты), где и тянули суда волоком. Там и в настоящее время можно на камни налететь. Когда-то будучи еще членом нарвского Клуба Юных Моряков поднимались до озера на веслах на щлюпках ЯЛ-6 и в этом районе приходилось попотеть не слабо. Нам местный мужик до сих пор ящик водки торчит, так как утверждал, что мы по порогам без мотора не выгребем.)))

bernard »

#96 | 25.10.16 12:34
Клим Александрович, почему у Новгорода такая напряжёнка с солью ? Ведь Старая Русса недалеко. Там очень старый солевой промысел.

Nadd »

#97 | 25.10.16 13:00
Как всегда - посмотрел с удовольствием. Спасибо!
Ежли б учебники в таком ключе писали - у нас бы внезапно уровень знания истории повысился среди мелкого населения (и не только мелкого).

Zhukoff »

#98 | 25.10.16 13:39
Кому: bernard, #96

А его не хватало. Масса соли поступала по импорту.

Krasnyi_stalker »

#99 | 25.10.16 14:33
Кому: kneht, #95

Возможно и так. Тем более, что факт того, что Нарова местами была судоходной, подтверждён. Интересно вот что: новгородцы явро предпочтения отдавали Луге, которая тоже выходит в Финский залив, поэтому Ямгород был заложен на 100 лет раньше Ивангорода. Там же заканчивался и Водский тракт. Нарова была нужна, скорее всего, не чтобы самим торговать, а чтобы с зареченских мзду за перевоз или переволок брать. И характерно кстати, что когда в 1496 году, когда шведы взяли крепость, на помощь прибежали псковичи, а новгородцы с дружинами, находившиеся гораздо ближе, даже не поднялись с лавок. И видимо произошло это не в последнюю очередь потому, что вот для Пскова-то путь Великая-Чудское озеро-Нарова-Финский залив был нельзя как удобен для торговых дел.

Prog1965 »

#100 | 25.10.16 15:30
Просто удивительно насколько удалось гордому эстонскому народу навязать название реки "Нарва", вместо исторически правильного "Нарова". Для справки: река была переименована в 1927 году в тогдашней независимой Эстонии. И так как она была в то время внутренней рекой для этого государства, автоматически это название попало и на карты Советской России.

cтраницы: 1 | 2 всего: 107


полезные ссылки

Канал в Telegram

Канал в MAX

Группа в Контакте

Канал на Rutube

Канал в Дзен

Видео в iTunes Store

Подкаст в iTunes Store

Подкаст в Яндекс.Музыка


Goblin EnterTorMent © письмо | цурюк